СОЦИАЛИЗМ И ЛИБЕРАЛИЗМ: ПЕРСПЕКТИВЫ СИНТЕЗА
Для дальнейшего обсуждения можно ввести временную терминологию.
Цитата:
"Сегодня "социализм" определяется традиционным образом в три шага. Вначале перечисляют наличные болезненные проблемы современного общества, например - безработица, "слишком" глубокое имущественное неравенство, недостаточная социальная мобильность, преступность, бюрократизм, разрушение природы, несоблюдение прав человека и т.д. и т.п. Затем рисуется общество, где эти проблемы уже решены. Наконец, все следы работ на первом шаге убираются, стремлению решить перечисленные проблемы придается характер ценностей и... определение социализма готово. Такое "негативное" определение, в котором следы его "негативности" спрятаны, и которое в силу этого выглядит вполне "позитивным" определением, до сих пор является господствующим типом определения социализма. Постренное в соответствии с такой бессознательной методологией
определение неизбежно требует отказа от представлений о социализме как о "строе", как об определенной системе организации общественной жизни в пользу этических, ценностных представлений. Ибо "социализм" в этом случае напоминает линию горизонта, принципиально недостижимую. Может быть пора сделать решительный шаг и признать, что "социализм" - это не совокупность уже разрешенных проблем, которые в каждый данный момент кажутся самыми острыми и важными, а определенный способ их последовательного и ответственного решения на основе единственной уже решенной проблемы: преодоления классовой биполярности в качестве определяющего фактора всей общественной жизни. При таком подходе проблема "социализм или либерализм?" выглядит совершенно иначе. Но возникают новые проблемы.
Социализм не есть резкий разрыв с капитализмом, но процесс его самоотрицания, нередко можно услышать сегодня. Но вопрос ведь все равно остается открытым: процесс самоотрицания это переход к социализму, или это и есть настоящий, реальный социализм? И если процесс самоотрицания суть социализм (т.е. социализм - это подготовительная ступень
того строя, который ортодоксальный марксизм - о чем сегодня почти неприлично вспоминать - называет коммунизмом), то какова его специфика, как его определить в качестве "состояния", а не "процесса"? Здесь, по-видимому, главный акцент следует сделать на изучении тех форм собственности и тех форм государственного контроля, которые обеспечивают стабильность и устойчивость движения к "бесклассовости". И дальнейшие вопросы: каковы направления, ступени развития социализма? Какова структура процесса развития социализма? Исследование практики либеральной ("неоконсервативной")
политики
"антисоциалистических"
правительств может дать для социализма явно больше, чем многим социалистам кажется. Кто является субъектом (актером, движущей силой) движения, как движения к социализму, так и движения социализма? Раньше считалось - рабочий класс. А теперь? Все обездоленные? Или, напротив, "средние классы"? А может быть и сама
буржуазия? "