IPB
     
 

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
 
Ответить в данную темуНачать новую тему
Происхождение европейского права
Маркус
сообщение 5.10.2006, 15:19
Сообщение #1


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 2262
Регистрация: 17.9.2006
Вставить ник
Цитата
Пользователь №: 518



Репутация:   179  



Изленгтон:
Цитата
Правовой аспект - Древним Римом.
Если брать правовой аспект, то основы его сформулированы в большей степени во времена империи Карла Великого. Старый Рим был разграблен и опустошен варварами, брать оттуда было нечего.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Ангел Изленгтон
сообщение 5.10.2006, 17:40
Сообщение #2


cамый человечный человек
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 2201
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Пользователь №: 4



Репутация:   147  



Цитата
Если брать правовой аспект, то основы его сформулированы в большей степени во времена империи Карла Великого. Старый Рим был разграблен и опустошен варварами, брать оттуда было нечего.

Для ясности назову это не правовой аспект, а "правовая традиция". Истоки - в Риме, это первая из развитых цивилизаций обще-европейского значения с жёсткой "вертикалью властью", как сейчас модно говорить. Предыдущая лидирующая цивилизация (древнегреческая) во всех смыслах была более демократической, от выборности руководителей до обособленности городов-государств, естественно, что общественная жизнь определялась не юридическими нормами свыше, а скорее традициями и воззрениями избирателей определённого "автономного округа".

Рим являлся не только цивилизацией, но и государством со значительной территорией, населённой различными народами. В таких условиях впервые зародилась потребность в структурированном аппарате управления, который и был создан.

А ваши слова про то, что "из Рима было нечего брать" доказывают вашу полнейшую безграмотность. Из Рима взяли всё, что можно. Поинтересуйтесь происхождением европейских языков, юридических и медицинских терминов, архитектурных приёмов, культурных ценностей (вы, конечно же, не в курсе, что даже греческие скульптуры известны нам только благодаря римским копиям. Античная литература - в основном в римских переводах.) Это только в сфере знаний. От Рима Европе остались и кое-какие материальные ценности, например - дороги, многие из которых (не в прежнем виде, понятно) служат до сих пор. Протяжённая качественная дорога - экономически затратная вещь при возведении и критически важное для торговли и развития условие. Варвары, которые успешно рушили, вышли на похожий уровень дорожного строительства через сотни лет, в течение которых успешно пользовались римскими.

Карл Великий - вояка, этим его заслуги исчерпываются. Вот от него действительно маловато осталось. В славянских языках - слово "король". Но даже русское просвещённое общество, когда стало зарождаться как таковое, начинало с изучения латыни.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Маркус
сообщение 6.10.2006, 0:21
Сообщение #3


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 2262
Регистрация: 17.9.2006
Вставить ник
Цитата
Пользователь №: 518



Репутация:   179  



[color=#000000]Изленгтон:
Цитата
А ваши слова про то, что "из Рима было нечего брать" доказывают вашу полнейшую безграмотность. Из Рима взяли всё, что можно. Поинтересуйтесь происхождением европейских языков, юридических и медицинских терминов, архитектурных приёмов, культурных ценностей (вы, конечно же, не в курсе, что даже греческие скульптуры известны нам только благодаря римским копиям. Античная литература - в основном в римских переводах.) Это только в сфере знаний.

Цитата
Карл Великий - вояка, этим его заслуги исчерпываются. Вот от него действительно маловато осталось.

Энциклопедия Ефрона и Брокгауза. Каролингское Возрождение.:"Названо по аналогии с великим Возрождением 14- 16вв, называют сменивший века варварского упадка расцвет духовной культуры, пережитый галло- германским миром в 8- 9 вв. при Карле Великом и его приемниках. Миссионерская деятельность англо- саксонских монахов (Бонифаций), реформа франкской церкви при Пипине, создание мировой монархии Карла Великого, объединившей под одной политической властью германские народы с древними культурными центрами (Италия, Галлия, отчасти Испания), создали главные предпосылки этой культуры. Англосаксы и ирландцы, в качестве сначала миссионеров (ученики Бонифация), потом странствующих учителей и искателей счастья (Алкуин, Седулий Скот, Иоанн Скот Эуригена и мн. др.), в течении 9-го столетия питают научные традиции, сохраненные ими на далеком Западе. Италия, хотя и бедная творчеством, но в своих светских граматических школах поддерживающая непрерывную связь с античностью, посылает грамматиков (Петр Пизанский), рукописи, учитилей церковного пения. Испания дает ряд богословов. При дворе Карла Великого, в дворцовой школе его, и в Туре, в монастыре которого учил Алкуин, образуются культурные очаги, из которых выходят епископы и аббаты, насаждающие школы по англо-саксонскому образцу. Уже при жизни Карла Великого данную эпоху назвали: "Златой Рим обновленным возрождается для мира". Новый римский император является не только "Давидом" для своей академии, но и Августом для кружка придворных поэтов, вдохновляющихся Вергилием. "Языческие" писатели усердно изучаются, переписываются. Луп, аббат ферьерский, подобно гуманистам 15 столетия, разыскивает рукописи классиков и дает их исправленные издания. Для большинства латинских классиков рукописная традиция восходит именно к каролингскому веку. Этот культ древности носит почти исключительно формальный характер. Латинская поэзия процветает при дворе и монастырях.
Наука, в пределах классического тривия и квадривия, сводится к переработке и эксцерпированию трудов старых энциклопедистов: Марциана Капеллы, Исидора Севильского, Беды и др. Трактаты Алкуина (грамматика, риторика, диалектика и др.) оригинальны своей диалогической формой. Большинство научных работ приходится на грамматику.
В области права памятниками обширного, принципиального законодательства Каролингов являются капитулярии, собранные в сводах Ансегиза и Бенедикта. Религиозное освящение императорской власти (в коронованиях 751 и 800) вызвало ряд трактатов, стремящихся, с одной стороны, возвысить власть и дать ей ей библейское "зерцало", с другой стороны- разграничить компетенции духовной и светской власти (Смарагд, Иона, Седулий Скот, Гинкмар). Защита церковных и папских интересов руководит собирателями Лжеисидоровых декреталий."
Таким образом, во времена Карла Великого заново была воссоздана латинская грамматика (в Древнем Риме не было "U"), были созданы школы с всеобщим обучением по единым стандартам, созданы правовые акты, которые были восприняты последующими обществами Европы. Рекомендация вам: не надо останавливаться на уровне учебников общеобразовательной школы.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Ангел Изленгтон
сообщение 6.10.2006, 1:24
Сообщение #4


cамый человечный человек
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 2201
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Пользователь №: 4



Репутация:   147  



Маркус, я вам о Фоме - вы мне о Ерёме. Мне неинтересны заметки о Каролингах. Их (или что-то подобное) я читал лет 9 назад.

По сути вопроса вы не сказали ничего. Точнее, подтвердили свою безграмотность. Я не собираюсь повторять - если вы настолько некомпетентны, что в ответ о наследии Рима приводите справки о Каролингах...
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Маркус
сообщение 6.10.2006, 14:09
Сообщение #5


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 2262
Регистрация: 17.9.2006
Вставить ник
Цитата
Пользователь №: 518



Репутация:   179  



Цитата
По сути вопроса вы не сказали ничего.

По сути вопроса я сказал то, что если бы не было Карла Великого, то и латыни в вашем понимании так же не было. Я не отрицал заслуг Древнего Рима, а утверждал, что в том состоянии, котором он находился он не мог дать ничего, потребовалась реставрация.
Цитата
Мне неинтересны заметки о Каролингах. Их (или что-то подобное) я читал лет 9 назад.
А если читали, то что же такую чушь несете:
Цитата
Карл Великий - вояка, этим его заслуги исчерпываются.
Видимо что- то не дочитали.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Prediger
сообщение 6.10.2006, 14:28
Сообщение #6


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14494
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1



Репутация:   462  



Если говорить о происхождении права, то, разумеется, все его основы взяты из древнего Рима.

Цитата
Старый Рим был разграблен и опустошен варварами, брать оттуда было нечего.


Одно дело нашествия варваров, а другое дело распространение римского права. Не стоит думать, что после разграбления Рима 376 или 410 годах жизнь там перестала существовать. Когда варварский король Одоакр прекратил полномочия последнего императора западной империи Ромула Августа, то он признал себя подданным восточного императора, отослав ему знаки императорской власти из Рима. Римское население постепенно смешивалось с варварами, происходила романизация и в том числе распространение права.
Следует также помнить и то, что романизация распространилась на многие варварские народы ещё до физического ослабления западной части империи. Такие регионы, как Галлия, Дакия, Британия, Северная Африка, не говоря уже о Греции, Иллирии и пр. являлись провинциями Рима, управлялись и жили по римским законам длительное время, впитав в плоть своей гражданской жизни суть римского права.
Также надо сказать, что с падением Рима, как столицы самостоятельной западной части империи, не прекратилось сущестование империи, как таковой. Византия ещё тысячелетие после этого жила под римским правом, развивая и культивируя его.
Таким образом, Европа имела два источника римского права:
1. Бывшие провинции Рима.
2. Византия.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Prediger
сообщение 6.10.2006, 14:40
Сообщение #7


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14494
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1



Репутация:   462  



Римское право

Покровский И.А. История Римского Права. Издание 3-е, исправленное и дополненное. 1917. // Allpravo.Ru - 2004.

I. Римское право, его значение в истории правового развития человечества и в современной юриспруденции.

Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.

Зародилось оно в далекой глубине времен—тогда, когда Рим представлял еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Италии. Как и весь примитивный склад жизни этой общины, римское право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему, проникнутую патриархальным и узко-национальным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно затеряно в архивах истории.

Но судьба вела Рим к иному будущему. Борясь за свое существование, маленькая civitas Roma постепенно растет, поглощая в себе другие соседние civitates, и крепнет в своей внутренней организации. Чем далее, тем все более и более расширяется ее территория, распространяется на всю Италию, захватывает близ лежащие острова, перебрасывается на все побережья Средиземного моря, — и на сцене истории появляется огромное государство, объединяющее под своею властью почти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира.

Вместе с тем Рим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй рушится, примитивное натуральное хозяйство заменяется сложными экономическими отношениями, унаследованные от древности социальные перегородки стесняют. Новая жизнь требует наивысшего напряжения всех сил, всех способностей каждого отдельного индивида. В соответствии с этим римское право меняет свой характер, перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода личности, свобода собственности, свобода договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями.

Отношения военные и политические приводят Рим и к сношениям экономическим. Между тем, еще задолго до появления Рима на сцене всемирной истории на побережьях Средиземного моря шел оживленный международный торговый обмен: Египет, Финикия, Греция, Карфаген давно уже находились друг с другом в постоянных торговых отношениях. Рим неизбежно втягивался в этот международный оборот, и по мере того, как он делался центром политической жизни мира, он становился также центром мирового торгового оборота. На его территории непрерывно завязывались бесконечные деловые отношения, в которых принимали участие торговцы разных национальностей; римские магистраты должны были разбирать споры, возникающие из этих отношений, должны были вырабатывать нормы для разрешения этих споров. Старое римское национальное право для этой цели не годилось; необходимо было новое право, которое было бы свободно от, всяких местных и национальных особенностей, которое могло бы одинаково удовлетворить римлянина и грека, египтянина и галла. Нужно было не какое-либо национальное право, а право всемирное, универсальное. И римское право проникается этим началом универсальности; оно впитывает в себя те обычаи международного оборота, которые до него веками вырабатывались в международных сношениях; оно придает им юридическую ясность и прочность.

Так возникало то римское право, которое стало затем общим правом всего античного мира. По существу творцом этого права был, таким образом, весь мир; Рим же явился лишь тем лаборантом, который переработал рассеянные обычаи международного оборота и слил их в единое, поразительное по своей стройности, целое. Универсализм и индивидуализм—основные начала этого целого.

Мастерски разработанное в деталях беспримерной юриспруденцией классического периода, римское право нашло себе затем окончательное завершение в знаменитом своде—Corpus Juris Civilis императора Юстиниана, и в таком виде было завещано новому миру.

Железный колосс, державший в своих руках судьбы мира, дряхлел: разнообразные народности, входившие в состав всемирного римского государства, тянулись в разные стороны; с границ напирали варвары—новые претенденты на активное участие в мировой истории. Наступил момент, они хлынули могучими потоками и затопили весь античный мир. Настала беспокойная эпоха великого переселения народов, и кажется, что вся богатая культура древности погибла навсегда, что порвались все связи между старым и новым, что история вовсе зачеркивает страницы прошлого и начинает писать все заново.

Но это «кажется» обманчиво. Ha некоторое время, действительно, ход общечеловеческого культурного развития как будто приостанавливается; влившийся большою массой новый человеческий материал нуждается в предварительной обработке. Несколько веков проходит в беспрерывных передвижениях новых народов, в их взаимных столкновениях; пришельцы еще не могут освоиться на новых местах, двигаются, устраиваются. Много ценного, конечно, погибает при этом из античной культуры, но не все.

Мало-помалу беспокойный период переселения и устроения проходит. Новые народы начинают вести более или менее спокойную жизнь, развиваются, и еще через несколько столетий наступает момент, когда все, что было продумано и создано античным гением, делается понятным и ценным его наследникам. Наступает одно за другим возрождение античного права, античной культуры, античного искусства.

Естественное экономическое развитие новых народов приводит их также мало-помалу к международным торговым отношениям. Снова, как в старом мире, на почве международного обмена сходятся друг с другом представители разных национальностей, и снова для регулирования этого обмена возникает нужда в едином общем праве, праве универсальном. Снова экономический прогресс требует освобождения личности от всяких феодальных, общинных и патриархальных пут, требует предоставления индивиду свободы деятельности, свободы самоопределения. И наследники вспоминают о заброшенном ими завещании античного мира, о римском праве, и находят в нем как раз то, что было нужно.

Римское право делается предметом изучения; оно начинает применяться в судах; оно переходит в местное и национальное законодательство,—совершается то, что носит название рецепции римского права. Во многих местах Corpus Juris Civilis Юстиниана делается прямо законом. Римское право воскресло для новой жизни и во второй раз объединило мир. Все правовое развитие западной Европы идет под знаком римского права вплоть до настоящего времени: лишь со времени вступления в действие нового общегерманского гражданского уложения — лишь с 1 Января 1900 г. исчезло формальное действие Юстиниановского Свода в тех частях Германии, в которых оно еще сохранялось. Но материальное действие его не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов и действует под именем этих последних.

Римское право определило не только практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной работе. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло ее и в теоретических исканиях: юриспруденция французская работала все время об руку с юриспруденцией немецкой или итальянской, говорила с ней на одном и том же языке, искала разрешения одних и тех же проблем. Так возникала на почве римского права дружная общая работа всей европейской юриспруденции, продолжавшая работу мыслителей античного мира: факел, зажженный каким-либо римским Юлианом или Папиньяном, через бесконечную цепь сменявшихся рук, дошел до современных ученых всех наций. Такова историческая судьба римского права. Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, оно легло затем в качестве фундамента для правового развития новых народов, и в качестве такого фундамента, общего для всех народов Западной Европы, оно изучается повсеместно—в Германии, Франции, Италии, Англии и т. д. Явившись базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, оно изучается и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение. Недаром в прежнее время оно считалось за самый писанный разум, за ratio scripta.

Волею нашей исторической судьбы мы, русские, были долгое время отрезаны от общения с Западной Европой, оставались чужды ее культуре, и, когда, наконец, отделявшие нас перегородки пали, мы очутились в хвосте общечеловеческого движения. Отстали мы и в области права. И если мы хотим в этом последнем отношении сравняться с Европой, если мы хотим говорить с ней на одном языке, мы должны, по крайней мере в школе, освоиться с основным фундаментом общеевропейского права—с правом римским. Если оно повсеместно является основой юридического образования, то у нас для этого причин еще больше.

Но изучение римского права отнюдь не должно приводить к слепой вере в его непогрешимость, к вере в то, что дальше идти некуда. Такая вера была бы противна истории, была бы противна и тому духу свободного исследования, которым были проникнуты самые творцы римского права — римские юристы. Лозунгом современной юриспруденции является знаменитое изречение Иеринга:—«durch das römische Recht, aber über dasselbe hinaus» — «через римское право, но вперед, дальше его». Усвоив то, что было создано предками, потомки должны работать дальше сами, ибо правовые проблемы не таковы, чтобы они могли быть решены раз навсегда. Новые условия постоянно ставят на очередь новые задачи, и юриспруденция должна постоянно оставаться на своем посту ее высшим призванием, ее долгом перед народом является освещение изменяющихся в истории условий и возникающих в связи с ними проблем. Быть впереди народа, освещать ему путь, направлять его правосознание ко благу и правде в человеческих отношениях—такова истинная обязанность юриспруденции и ее отдельных представителей.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Маркус
сообщение 10.10.2006, 14:36
Сообщение #8


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 2262
Регистрация: 17.9.2006
Вставить ник
Цитата
Пользователь №: 518



Репутация:   179  



Цитата
В соответствии с этим римское право меняет свой характер, перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода личности, свобода собственности, свобода договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями.

Если ориентироваться на эти "камни", то прослеживается эллинское, до него- египетское, а может и вавилонское влияние.
Цитата
Мастерски разработанное в деталях беспримерной юриспруденцией классического периода, римское право нашло себе затем окончательное завершение в знаменитом своде—Corpus Juris Civilis императора Юстиниана, и в таком виде было завещано новому миру.

Это у автора об Юстиниане первом, византийском василевсе, создателе теории симфонии светской и духовной власти? Какие конкретно законодательные базы были почерпнуты из Ветхого Рима?
Цитата
Лозунгом современной юриспруденции является знаменитое изречение Иеринга:—«durch das römische Recht, aber über dasselbe hinaus» — «через римское право, но вперед, дальше его».
Надо ли думать, что римское право послужило отправной точкой, а дальше развитие пошло самостоятельно?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Prediger
сообщение 6.7.2007, 8:38
Сообщение #9


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14494
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1



Репутация:   462  



Цитата(маркус @ 10.10.2006, 14:36) *
Если ориентироваться на эти "камни", то прослеживается эллинское, до него- египетское, а может и вавилонское влияние.


Это вряд ли, т.к. идея свободы личности полноценно появляется лишь в христианскую эпоху.

Цитата(маркус @ 10.10.2006, 14:36) *
Это у автора об Юстиниане первом, византийском василевсе, создателе теории симфонии светской и духовной власти?


Да, о нём самом.

Юстиниан 1 - император Византии (Восточной Римской империи) с 527 по 565 гг. При нём была произведена знаменитая кодификация римского права и отвоевана у остготов Италия.

Цитата(маркус @ 10.10.2006, 14:36) *
Какие конкретно законодательные базы были почерпнуты из Ветхого Рима?


Не могу сказать, тут может ответить тот, кто специально изучал этот вопрос.

Цитата(маркус @ 10.10.2006, 14:36) *
Надо ли думать, что римское право послужило отправной точкой, а дальше развитие пошло самостоятельно?


Так и есть. Всё современное европейское право зиждется на классическом римском во многих базовых принципах, хотя, разумеется, претерпевает изменения в духе времени.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 

Быстрый ответОтветить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

RSS Текстовая версия Сейчас: 22.6.2025, 5:54
 
 
              IPB Skins Team, стиль Retro